Вопрос № 1. Экология личности, экология культуры, этноэкология относятся:
1)
к общей экологии;
2) к социальной экологии;
3)
к прикладной экологии;
4)
к синэкологии;
5)
к антропоэкологии.
Вопрос № 2. Аутэкология изучает:
1) экологию особей и организмов;
2)
возможности моделирования биологических процессов;
3)
приспособление организмов к разной географической среде;
4)
экологию популяций;
5)
механизмы приспособления к изменчивым условиям среды.
Вопрос № 3. Промышленная экология - это одно из направлений:
1) прикладной экологии;
2)
геоэкологии;
3)
популяционной экологии;
4)
антропоэкологии;
5)
аутэкологии.
Вопрос № 4. Термин "экология" предложил:
1)
Аристотель;
2) Э. Геккель;
3)
Ч. Дарвин;
4)
В.И. Вернадский;
5)
Ж. Ламарк.
Вопрос № 5. Экология - наука, изучающая:
1)
влияние загрязнений на окружающую среду;
2)
влияние загрязнений на здоровье человека;
3)
влияние деятельности человека на окружающую среду;
4) взаимоотношения организмов с окружающей
их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими
организмами и сообществами);
5)
совокупность естественно-природных особенностей существования организмов.
ЗАДАНИЕ №2
Вопрос № 1. Самой существенной особенностью биосферы является:
1) биогенная миграция атомов химических
элементов, вызываемая лучистой энергией Солнца и проявляющаяся в процессе
обмена веществ, росте и размножении организмов;
2)
способность бесконечно функционировать без резких изменений структуры и
функций;
3)
баланс естественных или измененных человеком средообразующих компонентов и
природных процессов, приводящий к длительному существованию данной экосистемы;
4)
способность самовосстанавливаться и саморегулироваться;
5)
сочетание естественных средообразующих компонентов и воздействий.
Вопрос № 2. Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность
становится главным (определяющим) фактором развития на нашей планете,
называется:
1)
техносферой;
2)
антропосферой;
3) ноосферой;
4)
социосферой;
5)
тропосферой.
Вопрос № 3. Какое из определений соответствует понятию " биосфера":
1) своеобразная оболочка Земли, содержащая
всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая
находится в непрерывном обмене с этими организмами;
2)
выраженное в единицах массы или энергии количество живого вещества тех или иных
организмов, приходящееся на единицу площади;
3)
среда, создаваемая или видоизменяемая сообществом организмов;
4)
концентрические слои, охватывающие всю планету меньшего геохимического и
историко-эволюционного отличия, чем геологическая оболочка планеты;
5)
природный комплекс, возникший в слое взаимодействия литосферы, гидросферы и
атмосферы.
Вопрос № 4. Живое вещество - это:
1) совокупность и биомасса живых организмов
в биосфере;
2)
" Сфера разума", высшая стадия развития биосферы;
3)
совокупность биогеоценозов поверхности Земли;
4)
особи, совместно живущие на каком-то пространстве;
5)
совокупность условий существования человеческого общества.
Вопрос № 5. Какое из определений соответствует понятию "биокосное
вещество"?
1) вещество, образованное одновременно
косными процессами и живыми организмами;
2)
особи одного вида, обитающие в пределах одного биогеоценоза;
3)
степень выносливости организмов или их сообществ к воздействиям факторов среды;
4)
природное вещество, возникающее в ходе спонтанно идущих химических реакций и
физических процессов и естественно входящее в природный круговорот веществ;
5)
органическое вещество почвы, образующееся за счет разложения растительных и
животных остатков и продуктов жизнедеятельности организмов.
ЗАДАНИЕ №3
Вопрос № 1. Условия среды обычно определяют как:
1) экологические факторы, оказывающие
влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое
распространение живых существ;
2)
перемены в средообразующих компонентах или их сочетаниях, имеющие колебательный
характер с восстановлением прежних условий жизни;
3)
степень соответствия природных условий потребностям людей или других живых
организмов;
4)
баланс естественных или измененных человеком средообразующих компонентов и
природных процессов;
5)
сложение природных и антропогенных факторов, создающее в сумме новые
экологические условия обитания организмов и биотических сообществ.
Вопрос № 2. Какое определение соответствует понятию "абиотические факторы
среды":
1) компоненты и явления неживой,
неорганической природы, прямо или косвенно действующие на живые организмы;
2) природные тела и явления, с которыми
организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях;
3)
перемена в средообразующих компонентах или их сочетаниях, которая не может быть
компенсирована в ходе природных восстановительных процессов;
4)
факторы, оказывающие как непосредственное, так и косвенное влияние на
организмы;
5)
взаимосвязи между видами, при которых организмы одного вида живут за счет
питательных веществ других видов.
Вопрос № 3. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:
1)
абиотического;
2)
биотического;
3) антропогенного;
4)
вообще не экологического;
5)
гидробионтного.
Вопрос № 4. Антропогенные факторы - это:
1) формы деятельности человека, которые
воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых
организмов;
2)
совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность
других, а также на неживую среду обитания;
3)
совокупность естественно-природных особенностей существования организмов и
антропогенных воздействий;
4)
группа факторов, связанных как с прямым, так и опосредованным влиянием живых организмов
на среду;
5)
факторы, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ в период активности
животных и низкие потери энергии в период зимней спячки.
Вопрос № 5. Биотические факторы среды - это:
1) совокупность влияний жизнедеятельности
одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду
обитания;
2)
физиолого-экологическая адаптация организмов, обеспечивающая высокий уровень
обмена веществ в период активности животных и низкие потери энергии в период
зимней спячки;
3)
соотношение между энергией, полученной организмом извне, и ее расходом на
построение тела и процессы жизнедеятельности;
4)
экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность и
жизнедеятельность организмов.
5)
силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с
жизнедеятельностью ныне живущих организмов.
ЗАДАНИЕ №4
Вопрос № 1. Кривая толерантности характеризует:
1) cкорость того или иного процесса в
зависимости от одного из факторов внешней среды;
2)
обратимые изменения экосистем;
3)
способность выдерживать резкие колебания абиотической среды;
4)
способность организмов и биотических сообществ выносить относительно большие
концентрации вредных веществ;
5)
резкое убыстрение роста и созревания особей, а также увеличение их размеров.
Вопрос № 2. Способность организмов выдерживать изменения условий жизни называется:
1) толерантностью;
2)
адаптацией;
3)
фотосинтезом;
4)
конвергенцией;
5)
морфологической адаптацией.
Вопрос № 3. Организм, способный жить при различных условиях среды, - это:
1) эврибионт;
2)
стенобионт;
3)
эвритерм;
4)
стенофаг;
5)
петерофаг.
Вопрос № 4. Адаптация - это:
1) процесс приспособления живых организмов
к определенным условиям внешней среды;
2)
подражание животных и растений определенным предметам неживой и живой природы;
3)
изменения среды, вызывающие у организмов полезные изменения;
4)
слежение за состоянием окружающей человека природной среды;
5)
способность организмов выдерживать изменения условий жизни.
Вопрос № 5. Место вида в экосистеме, определяемое его биотическим потенциалом и
совокупностью факторов внешней среды, к которым он приспособлен, называется:
1) экологической нишей;
2)
биоценозом;
3)
геобиоценозом;
4) L L Lпопуляцией;
5)
местообитанием.
ЗАДАНИЕ №5
Вопрос № 1. В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора:
1)
паразитизма;
2) накопления отходов жизнедеятельности;
3)
хищничества;
4)
суровой зимы;
5)
плодовитости.
Вопрос № 2. Популяция - это:
1) совокупность особей одного вида, находящихся
во взаимодействии между собой и совместно населяющих общую территорию;
2)
та часть природных ресурсов, которая не самовосстанавливается в процессе
кругооборота веществ в биосфере;
3)
взаимовыгодное сожительство особей двух или более видов;
4)
совокупность живых организмов, предметов и явлений природы, существующих помимо
деятельности людей;
5)
исторически сложившаяся совокупность всех видов животных, обитающих на данной
территории.
Вопрос № 3. Старые особи составляют большую долю в популяциях:
1)
быстро растущих;
2)
находящихся в стабильном состоянии;
3) со снижающейся численностью;
4)
в которых не наблюдается четкой закономерности роста;
5)
во всех.
Вопрос № 4. Заяц-беляк и заяц- русак, обитающие в одном лесу, составляют:
1)
одну популяцию одного вида;
2) две популяции одного вида;
3)
две популяции двух видов;
4)
одну популяцию двух видов;
5)
это не популяция.
Вопрос № 5. Демографические показатели популяций - это:
1) популяционные характеристики;
2)
видовое разнообразие;
3)
физиологическая плодовитость;
4)
обилие популяции;
5)
инерционность популяционной системы.
ЗАДАНИЕ №6
Вопрос № 1. Популяция мышей на территории после постройки канала была разделена две
- А и В. Среда обитания для мышей популяции В осталась без изменений, а среда
обитания для популяции А сильно изменилась. Интенсивность микроэволюции в
популяции А будет:
1)
медленнее, чем у популяции В;
2)
значительно быстрее, чем у популяции В;
3)
вначале медленнее, чем у популяции В, затем постоянная;
4) вначале медленнее, чем у популяции В,
затем быстрее;
5)
постоянна.
Вопрос № 2. "Скорость прироста численности популяции за промежуток времени
пропорциональна ее общей численности" - это:
1) закон роста популяции первого типа;
2)
закон динамики экосистемы;
3)
закон зрелости биогеоценоза;
4)
закон продолжительности жизни популяции;
5)
закон саморегуляции популяции.
Вопрос № 3. Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие из:
1)
одной генерации (поколения);
2)
двух генераций;
3)
трех генераций;
4) нескольких генераций и потомков каждой
из них;
5)
четырех поколений.
Вопрос № 4. Популяция может увеличивать численность экспоненциально (т.е.
численность популяции увеличивается с возрастающей скоростью):
1)
когда ограничена только пища;
2)
при освоении новых мест обитания;
3)
только в случае отсутствия хищников;
4)
только в лабораторных условиях;
5) при обилии пищи.
Вопрос № 5. Динамика популяции - это:
1) процессы изменений ее основных
биологических показателей во времени;
2)
средняя скорость изменения числа организмов за единицу времени;
3)
скорость роста популяции в процентах;
4).
средняя продолжительность жизни особей в популяции;
5)
быстрое увеличение численности популяции.
ЗАДАНИЕ №7
Вопрос № 1. Под биоценозом понимается:
1) биологическая система, представляющая
собой совокупность популяций разных видов, сосуществующих в пространстве и
времени;
2)
систематизированный свод данных, включающих качественную и количественную опись
объектов и явлений;
3)
совокупность организмов, занимающих определенное положение в общей цепи
питания;
4)
число особей или сообществ, потребности которых могут быть удовлетворены
ресурсами данного местообитания;
5)
способность организмов переживать неблагоприятное время.
Вопрос № 2. Антропогенный биоценоз - это:
1) неустойчивая, искусственно созданная и
регулярно поддерживаемая человеком экосистема;
2)
биотическое сообщество, в функционировании которого отсутствует влияние
деятельности человека;
3)
выносливость вида по отношению к колебаниям какого-либо экологического фактора;
4)
место вида в экосистеме определяемое его биотическим потенциалом;
5)
совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность
других.
Вопрос № 3. Один из важнейших факторов формирования видового состава и регуляции
численности популяций видов в сообществе - это:
1) конкурентные отношения;
2)
биологическая сукцессия;
3)
транспирация;
4)
урбанизация природы;
5)
биологический круговорот.
Вопрос № 4. Биогеоценоз - это:
1) совокупностью биоценоза и биотопа;
2)
процесс приспособления живых организмов к определенным условиям внешней среды;
3)
последовательная необратимая смена биоценозов, преемственно возникающих на
одной и той же территории в результате влияния природных или антропогенных
факторов;
4)
неспецифическая реакция живого организма на любое сильное воздействие;
5)
способность экосистемы и ее отдельных частей противостоять колебаниям внешних
факторов.
Вопрос № 5. Биотическое сообщество, в функционировании которого отсутствует влияние
деятельности человека, - это:
1) естественный биоценоз;
2)
антропогенный биоценоз;
3)
трофический уровень;
4)
экологическая сукцессия;
5)
толерантность.
ЗАДАНИЕ №8
Вопрос № 1. Морфологическая структура - это:
1) пространственное сложение фито- и
зооценозов;
2)
неустойчивая , искусственно созданная человеком экосистема;
3)
видовое разнообразие;
4)
комменсализм;
5)
структура биотического сообщества.
Вопрос № 2. Продукция - это:
1) общая (суммарная) величина приращения ее
биомассы за единицу времени;
2)
термин, обозначающий крупную региональную биосистему;
3)
общее количество органического вещества, производимое популяцией за единицу
времени на единицу площади;
4)
суммарная продукция всех популяций, занимающих этот уровень;
5)
способность к созданию (продуцированию) новой биомассы.
Вопрос № 3. Способность к созданию (продуцированию) новой биомассы - это:
1) продуктивность;
2)
биотический фактор;
3)
биоценоз;
4)
репродуцирование;
5)
толерантность.
Вопрос № 4. Трофический уровень - это:
1) положение организма относительно
основного источника, поступающей в сообщество энергии;
2)
предел плотности популяции;
3)
повышение уровня конкуренции и увеличение разнообразия видов организмов;
4)
положение особи в биогеоценозе;
5)
диапазон толерантности данного вида организмов.
Вопрос № 5. Первичной продукцией называют:
1) скорость образования биомассы первичными
продуцентами (растениями);
2)
скорость продуцирования биомассы гетеротрофами;
3)
суммарная продукция всех популяций , занимающих этот уровень;
4)
суммарная продукция, производимая человеческим сообществом;
5)
сообщества растений и животных, сохранившиеся от исчезнувших, в прошлом широко
распространенных флор и фаун. .
ЗАДАНИЕ №9
Вопрос № 1. Поток вещества - это:
1) перемещение вещества в форме химических
элементов и их соединений от продуцентов к редуцентам;
2)
переход энергии в виде химических связей органических соединений (пищи) по
цепям питания от одного трофического уровня к другому (более высокому);
3)
совокупность организмов, занимающих определенное положение в общей цепи
питания;
4)
сообщества растений и животных, сохранившиеся от исчезнувших, в прошлом широко
распространенных флор и фаун;
5)
биотическое сообщество, в функционировании которого отсутствует влияние
деятельности человека.
Вопрос № 2. Второй закон термодинамики гласит:
1) не может быть ни одного процесса,
связанного с превращением энергии, без потери некоторой ее части;
2)
энергия может переходить из одной формы (например, энергия света) в другую
(например, потенциальную энергию пищи), но она никогда не создается вновь и не
исчезает;
3)
на организмы, обитающие в умеренных областях, стимулирующее действие оказывают
изменения температуры среды;
4)
по мере продвижения с севера на юг наблюдается увеличение видового разнообразия
сообществ организмов;
5)
организмы размножаются более интенсивно при меньшей плотности и менее
интенсивно при большей плотности.
Вопрос № 3. Поток энергии - это:
1) переход энергии в виде химических связей
органических соединений (пищи) по цепям питания от одного трофического уровня к
другому (более высокому);
2)
один из ведущих абиотических факторов, определяющих особенности распределения и
изменения интенсивности солнечной радиации;
3)
экологический фактор, который при определенном наборе условий окружающей среды
ограничивает какое-либо проявление жизнедеятельности организма;
4)
солнечный свет;
5)
получение энергии не из ее традиционных источников.
Вопрос № 4. Первый закон термодинамик утверждает:
1) энергия может переходить из одной формы
(например, энергия света) в другую (например, потенциальную энергию пищи), но
она никогда не создается вновь и не исчезает;
2)
не может быть ни одного процесса, связанного с превращением энергии, без потери
некоторой ее части;
3)
диапазон между экологическим минимумом максимумом фактора составляет предел
толерантности;
4)
на организмы, обитающие в умеренных областях, стимулирующее действие оказывают
изменения температуры среды;
5)
по мере продвижения с севера на юг наблюдается увеличение видового разнообразия
сообществ организмов.
Вопрос № 5. Соотношение численности или биомассы живых организмов, занимающих
разное положение в пищевой цепи, называют:
1) пирамидами численности и биомассы;
2)
трофической цепью;
3)
биотой;
4)
биомом;
5)
биологической продуктивностю.
ЗАДАНИЕ №10
Вопрос № 1. В образовании " парникового эффекта" повинен:
1)
кислород
2)
озон;
3)
фосфор;
4)
двуокись серы;
5) двуокись углерода.
Вопрос № 2. Гетеротрофы используют кислород следующим образом:
1)
продуцируют;
2)
выделяют;
3) потребляют;
4)
накапливают;
5)
разлагают на атомарный.
Вопрос № 3. Круговые движения химических элементов (то есть веществ) называются:
1) биогеохимическими циклами;
2)
биогенными циклами;
3)
биотическими циклами;
4)
биологическим круговоротом;
5)
биоценозом.
Вопрос № 4. Микротрофные вещества включают в себя:
1)
отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений и животных;
2) элементы и их соединения, необходимые
для существования живых систем в исключительно малых количествах;
3)
элементы, которые составляют химическую основу тканей живых организмов;
4)
элементы, которые не участвуют в построении живых организмов;
5)
элементы, убивающие микроорганизмы.
Вопрос № 5. Макротрофные вещества включают в себя:
1) элементы, которые составляют химическую
основу тканей живых организмов;
2)
элементы и их соединения, необходимые для существования живых систем в
исключительно малых количествах;
3)
элементы, которые не участвуют в построении живых организмов;
4)
элементы, убивающие микроорганизмы;
5)
отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений и животных.
ЗАДАНИЕ №11
Вопрос № 1. Загрязнение может вызывать изменение численности особей и биомассы,
рождаемости, смертности, изменения структуры, годовых циклов миграций на
уровне:
1)
сообщества;
2) популяции;
3)
организменном;
4)
биоценоза;
5)
биосферы.
Вопрос № 2. Нарушение отдельных физиологические функций организмов, изменение их
поведения, снижение темпов роста и развития, снижение устойчивости к
воздействиям иных неблагоприятных факторов внешней среды может происходить на:
1) организменном уровне;
2)
уровне сообщества;
3)
уровне популяции;
4)
уровне биоценоза;
5)
биоценотическом уровне.
Вопрос № 3. Химическое загрязнение - это:
1) увеличение количества химических
компонентов определенной среды, а также проникновение (введение) в нее
химических веществ, не свойственных ей или в концентрациях, превышающих норму;
2)
появление в биосфере различных токсенатов (аэрозоли, химические вещества,
тяжелые металлы, пестициды, пластмассы, детергенты и др.);
3)
случайное или связанное с деятельностью человека проникновение в
эксплуатируемые экосистемы и технологические устройства чуждых им растений,
животных и микроорганизмов;
4)
преднамеренная и случайная интродукция, чрезмерная экспансия живых организмов;
5)
воздействие на окружающую среду химической промышленности.
Вопрос № 4. Привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не
характерных физико-химических и биологических веществ, агентов, оказывающих
вредные воздействия на природные экосистемы и человека, - это:
1)
сукцессия;
2) загрязнение;
3)
симбиоз;
4)
урбанизация;
5)
эфтротрофирование.
Вопрос № 5. Естественное загрязнение - это:
1) загрязнение, возникшее в результате
мощных природных процессов;
2)
загрязнение, возникшее из-за влияния человека;
3)
загрязнение биогенного вещества;
4)
загрязнение биосферы;
5)загрязнение
почвы.
ЗАДАНИЕ №12
Вопрос № 1. Атмосфера - это:
1) газовая оболочка Земли;
2)
своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту
часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими
организмами;
3)
смесь высоколетучих, химически инертных газов;
4)
значительное пространство в озоносфере;
5)
высшая стадия развития биосферы.
Вопрос № 2. Тропосфера - это:
1) нижняя часть атмосферы, в которой
сосредоточено более 80% массы всей атмосферы;
2)
средняя часть атмосферы располагается до высоты 50-55 км;
3)
верхняя граница атмосферы, располагается до высоты 80 км;
4)
ионосфера, располагается до высоты 800 км.;
5)
самая разреженная часть атмосферы, располагается выше 800 км.
Вопрос № 3. Аэрозоли - это:
1) твердые или жидкие частицы, находящиеся
во взвешенном состоянии в газообразной среде;
2)
твердые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в жидкой среде;
3)
высоколетучие, химически инертные у земной поверхности вещества;
4)
газы в ионизированном состоянии; 5) смесь газов, обеспечивающих
жизнедеятельность организмов.
Вопрос № 4. Выпадение кислотных дождей связано с:
1)
образованием в атмосфере озона;
2)
выбросами в атмосферу двуокиси углерода;
3) выбросами в атмосферу двуокиси серы и
оксидов азота;
4)
выбросами в атмосферу оксидов фосфора;
5)
действием атомных электростанций.
Вопрос № 5. Для верхней атмосферы характерны процессы:
1) диссоциации и ионизации газов,
происходящие под влиянием излучения Солнца;
2)
образования "косного вещества";
3)
образование биокосных веществ;
4)
образования детергентов;
5)
биосинтез водорода.
ЗАДАНИЕ №13
Вопрос № 1. Повышение концентрации двуокиси углерода в атмосфере может увеличить
интенсивность:
1) фотосинтеза;
2)
озонового слоя;
3)
хемосорбции;
4)
ассоциации;
5)
диссоциации молекул органических соединений.
Вопрос № 2. В настоящее время повышение уровня моря достигает примерно:
1) 25 см за 100 лет;
2)
30 см за 100 лет;
3)
35 см за 150 лет;
4)
35 см за 200 лет;
5)
40 см за 200 лет.
Вопрос № 3. По сравнению с концом XIX столетия средняя глобальная температура
воздуха повысилась на:
1) 0,5- 0,6°С;
2)
2 - 3 С;
3)
0.05 - 0.06 С;
4)
10 - 11 С;
5)
0.002 - 0.003 С.
Вопрос № 4. Повышение уровня Мирового океана в условиях потепления климата нашей
планеты связано с:
1)
уменьшением озонового слоя;
2)
кислотными дождями;
3) парниковым эффектом;
4)
увеличением количества планктона;
5)
деградацией мангровой растительности.
Вопрос № 5. Парниковый эффект - это:
1) постепенное потепление климата на нашей
планете в результате увеличения концентрации в атмосфере антропогенных
примесей;
2)
образованием в атмосфере озона;
3)
диссоциации и ионизации газов, происходящие под влиянием излучения Солнца;
4)
увеличение количества химических компонентов определенной среды, а также
проникновение (введение) в нее химических веществ, не свойственных ей или в
концентрациях, превышающих норму;
5)привнесение
в окружающую среду, или возникновение в ней новых, обычно не характерных
физико-химических и биологических веществ, агентов, оказывающих вредные
воздействия на природные экосистемы и человека.
ЗАДАНИЕ №14
Вопрос № 1. С повышением температуры в водоеме уменьшается количество:
1) кислорода;
2)
углекислого газа;
3)
хлорида натрия;
4)
озона;
5)
диоксида серы.
Вопрос № 2. Главный потребитель пресной воды:
1) сельское хозяйство;
2)
целлюлозно-бумажная промышленность;
3)
химическая промышленность;
4)
горнодобывающая промышленность;
5)
нефтехимическая.
Вопрос № 3. Гидросфера - это:
1) Водная оболочка Земли, которая включает
Мировой океан, воды суши, подземные воды;
2)
биологический круговорот воды;
3)
своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов;
4)
абиотические факторы водной среды;
5)
особый тип пресноводной экосистемы.
Вопрос № 4. Подавляющая часть гидросферы (94%) приходится на:
1) мировой океан;
2)
подземные воды;
3)
ледники;
4)
поверхностные воды;
5)
атмосферу.
Вопрос № 5. Один из самых высоких показателей в мире по расходу воды на одного
жителя принадлежит:
1)
Токио;
2) Москве;
3)
Мехико;
4)
Парижу;
5)
Риму.
ЗАДАНИЕ №15
Вопрос № 1. Наибольшее количество гумуса содержат почвы:
1)
суглинки;
2)
подзолистые;
3) черноземные;
4)
серые лесные;
5)
песчаные.
Вопрос № 2. Плодородие почвы определяется количеством:
1)
минеральных веществ;
2) гумуса;
3)
живых организмов;
4)
воды;
5)
азота.
Вопрос № 3. Сколько факторов почвообразования установлено В.В.Докучаевым?
1) 5;
2)
6;
3)
7;
4)
8;
5)
10.
Вопрос № 4. Основателем научного почвоведения является:
1)
В.И. Вернадский;
2) В.В. Докучаев;
3)
Г. Вальтер;
4)
И.П. Герасимов;
5)
Э. Геккель.
Вопрос № 5. Литосфера - это:
1)
оболочка Земли, населенная живыми организмами;
2) "Каменная оболочка" Земли,
верхняя часть земной коры;
3)
водная оболочка Земли, которая включает Мировой океан, воды суши, подземные
воды;
4)
поверхностный слой земной коры, который образуется и развивается в результате
взаимодействия растительности, животных, микроорганизмов;
5)
своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов.
ЗАДАНИЕ №16
Вопрос № 1. Способность экосистемы и ее отдельных частей противостоять колебаниям
внешних факторов и сохранять свою структуру и функциональные особенности
называется:
1) устойчивостью экосистемы;
2)
адаптацией;
3)
биоценозом;
4)
биологической продуктивностью;
5)
биогеоценозом.
Вопрос № 2. Систему длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и
процессами, происходящими в экосистемах и биосфере, называют:
1)
моделированием;
2)
модификацией;
3) мониторингом;
4)
менеджментом;
5)
прогнозированием.
Вопрос № 3. Устойчивость природных экосистем связана с:
1) высокой продуктивностью растений;
2)
наличием массы органических веществ;
3)
большим видовым разнообразием;
4)
интенсивной работой микроорганизмов;
5)
биологической продуктивностью.
Вопрос № 4. Максимальное количество вредного вещества в окружающей среде,
практически не влияющее отрицательно на живые организмы, в т.ч. и человека -
это:
1) предельно допустимая концентрация;
2)
предельно допустимый сброс;
3)
емкость среды;
4)
биомасса;
5)
консумент 2 порядка.
Вопрос № 5. Предельно допустимый сброс (ПДС) - это:
1) масса загрязняющего вещества,
выбрасываемого отдельными источниками за единицу времени, превышение которой
приводит к неблагоприятным последствиям в окружающей среде или опасно для
здоровья человека;
2)
максимальное количество вредного вещества в окружающей среде, практически не
влияющее отрицательно на живые организмы, в т.ч. и человека;
3)
биомасса каждой группы организмов, отнесенная к тому или иному моменту времени;
4)
оптимальный способ эксплуатации естественных и искусственных экосистем;
5)
количество энергии, сбрасываемой с одного трофического уровня на другой.
ЗАДАНИЕ №17
Вопрос № 1. Исчерпаемые ресурсы - это:
1) ресурсы, количество которых неуклонно
уменьшается по мере их добычи или изъятия из природной среды;
2)
количественно неиссякаемая часть природных ресурсов (солнечная энергия, морские
приливы, текущая вода); иногда сюда относят атмосферу и гидросферу;
3)
поверхностный слой земной коры, который образуется и развивается в результате
взаимодействия растительности, животных , микроорганизмов;
4)
ресурсы, обеспечивающие отдых и восстановление здоровья и трудоспособности
человека;
5)
количество энергии, сбрасываемой с одного трофического уровня на другой.
Вопрос № 2. Природопользование - это:
1) теория и практика рационального
использования человеком природных ресурсов; сфера общественно-производственной
деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества, на
улучшение использования естественных ресурсов биосферы;
2)
привнесение в окружающую среду, или возникновение в ней новых, обычно не
характерных физико-химических и биологических веществ, агентов, оказывающих
вредные воздействия на природные экосистемы и человека;
3)
важнейшие правила использования окружающей человечество естественной среды для
создания материальных и культурных потребностей общества;
4)
использование количественно неиссякаемой части природных ресурсов (солнечная
энергия, морские приливы, текущая вода); иногда сюда относят атмосферу и
гидросферу;
5)
систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись
объектов и явлений, в ряде случаев, с их социально-экономической оценкой.
Вопрос № 3. Систематизированный свод данных, включающий качественную и
количественную опись объектов и явлений, в ряде случаев, с их
социально-экономической оценкой - это:
1)
каталог;
2) кадастр;
3)
ПДС;
4)
ПДК;
5)
сукцессия.
Вопрос № 4. Неисчерпаемые (неистощимые) ресурсы - это:
1) количественно неиссякаемая часть
природных ресурсов (солнечная энергия, морские приливы, текущая вода); иногда
сюда относят атмосферу и гидросферу;
2)
ресурсы, количество которых неуклонно уменьшается по мере их добычи или изъятия
из природной среды;
3)
поверхностный слой земной коры, который образуется и развивается в результате
взаимодействия растительности, животных , микроорганизмов;
4)
ресурсы, обеспечивающие отдых и восстановление здоровья и трудоспособности
человека;
5)
сочетание природных факторов, положительно воздействующих на духовные богатства
людей.
Вопрос № 5. Естественные ресурсы - это:
1) важнейшие компоненты окружающей
человечество естественной среды, используемые для создания материальных и
культурных потребностей общества;
2)
систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись
объектов и явлений, в ряде случаев, с их социально-экономической оценкой;
3)
количественно неиссякаемая часть природных ресурсов (солнечная энергия, морские
приливы, текущая вода); иногда сюда относят атмосферу и гидросферу;
4)
ресурсы, количество которых неуклонно уменьшается по мере их добычи или изъятия
из природной среды;
5)
поверхностный слой земной коры, который образуется и развивается в результате
взаимодействия растительности, животных , микроорганизмов.
ЗАДАНИЕ №18
Вопрос № 1. Экологи выступают против применения пестицидов в сельском хозяйстве,
потому что эти химикаты:
1)
являются дорогостоящими;
2)
разрушают структуру почвы;
3) убивают как вредных для хозяйства членов
агроценоза, так и полезных;
4)
снижают продуктивность агроценоза;
5)
оказывают вредное воздействие на человека.
Вопрос № 2. Природные многовидовые ассоциации растений значительно реже страдают от
вспышек развития насекомых-вредителей, чем популяции монокультур в агроценозах.
Это объясняется:
1) высокой концентрацией
сельскохозяйственных культур;
2)
разрушением структуры почвы;
3)
большим испарением воды;
4)
повышением содержания углекислого газа;
5)
повышением средней температуры.
Вопрос № 3. Какой кадастр включает свод сведений о водах региона или бассейна?
1)
земельный;
2) водный;
3)
рекреационный;
4)
лесной;
5)
природных ресурсов.
Вопрос № 4. К какому виду ресурсов относятся горючее и минеральные ресурсы?
1)
практически неисчерпаемым;
2)
невозобновимым.
3)
аозобновимым.
4) исчерпаемым.
5)
бесполезным.
Вопрос № 5. Современные методы ведения сельскохозяйственного производства создали
серьезные проблемы в борьбе с насекомыми, так как привели к:
1)
вырубке леса;
2)
увеличению площадей, где концентрируется пища для насекомых;
3)
повышению эффективности действия инсектицидов в течение длительного периода
времени;
4) нарастанию устойчивости насекомых к их
естественным врагам;
5)
излишнему увлажнению почвы.
ЗАДАНИЕ №19
Вопрос № 1. Загрязнение природной среды живыми организмами, вызывающими у человека
различные заболевания, называется:
1)
радиоактивным;
2) биологическим;
3)
химическим;
4)
шумовым;
5)
социальным.
Вопрос № 2. Эколого-поведенческие потребности человека обусловливают:
1) душевный покой, включая: потребность
психолого-эмоционального контакта, создание своей группы (в том числе и
семейной) с учетом факторов внешней среды (звуки, состояние погоды,
комфортность жилища и пр.);
2)
потребности, обеспечивающие социальный комфорт человека;
3)
потребности, обеспечивающие эколого-социальноэкономическую адаптацию человека к
условиям природной и социально-экономической среды с учетом его индивидуальных
наклонностей и семейно-традиционных предпосылок;
4)
группа потребностей, которые обусловливают его выживание и сохранение
физического здоровья;
5)
потребности, обусловленные необходимостью обеспечения самостоятельности этноса,
его существования и развития.
Вопрос № 3. Биологические потребности человека - это:
1) группа потребностей, которые обусловливают
его выживание и сохранение физического здоровья;
2)
потребности человека, обусловливающие его душевный покой, включая: потребность
психолого-эмоционального контакта, создание своей группы (в том числе и
семейной) с учетом факторов внешней среды;
3)
потребности, обусловленные необходимостью обеспечения самостоятельности этноса,
его существования и развития;
4)
потребности, обеспечивающие социальный комфорт человека;
5)
потребности, обеспечивающие эколого-социально-экономическую адаптацию человека
к условиям природной и социально-экономической среды с учетом его
индивидуальных наклонностей и семейно-традиционных предпосылок.
Вопрос № 4. Некачественная питьевая вода может стать причиной заражения:
1)
туберкулезом, холерой.
2) холерой, лептоспирозом;
3)
гриппом;
4)
лишаём;
5)
раком.
Вопрос № 5. Экономические потребности человека - это:
1) группа потребностей человека по
обеспечению материальной возможности удовлетворения всего остального комплекса;
2)
группа потребностей, которые обусловливают его выживание и сохранение
физического здоровья;
3)
потребности, обеспечивающие эколого-социальноэкономическую адаптацию человека к
условиям природной и социально-экономической среды с учетом его индивидуальных
наклонностей и семейно-традиционных предпосылок;
4)
потребности, обеспечивающие социальный комфорт человека;
5)
потребности, обусловленные необходимостью обеспечения самостоятельности этноса,
его существования и развития.
ЗАДАНИЕ №20
Вопрос № 1. Важнейшей составной частью экосистемы современного города являются:
1)
благоустроенные жилища;
2)
автодороги и транспорт;
3)
сферы услуг и развлечений;
4) зеленые насаждения;
5)
промышленные предприятия.
Вопрос № 2. Научная дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия человека с
городской средой, называется:
1)
экология жилища;
2) экология города;
3)
экология человека;
4)
промышленная экология;
5)
биоэкология.
Вопрос № 3. Урбанизация природы - это:
1) превращение естественных ландшафтов в
искусственные под влиянием городской застройки;
2)
совокупность зеленых насаждений и человеческого общества;
3)
сочетание жилищ, городской инфраструктуры и зеленых насаждений;
4)
охрана природы;
5)
загрязнение природы.
Вопрос № 4. Что отрицательно сказывается на здоровье жителей крупных городов?
1)
полное отсутствие звуков;
2)
отсутствие зеленых насаждений;
3) загрязнение воздушного бассейна;
4)
ультра- и инфразвуки;
5)
громкий шум.
Вопрос № 5. Под понятием "городской ландшафт" подразумевается:
1)
совокупность зданий, дорог, транспорта, городских коммуникаций;
2) зеленые насаждения, парки, скверы;
3)
сочетание жилищ, городской инфраструктуры и зеленых насаждений;
4)
совокупность промышленных предприятий;
5)
совокупность зеленых насаждений и человеческого общества.
ЗАДАНИЕ №21
Вопрос № 1. Какие данные привели к выводу об угрозе экологического кризиса?
1)
физико-химическое загрязнение биосферы;
2)
истощение природных ресурсов;
3)
уменьшение разнообразия биосферы;
4)
ухудшение здоровья людей, возникновение новых болезней;
5) указанные факторы в совокупности.
Вопрос № 2. Что в Вашем понимании является той роковой чертой, которую не должно
переступить человечество?
1)
загрязнение атмосферы углекислым газом;
2)
исчерпание горючих ископаемых;
3)
уничтожение отдельных видов растений и животных;
4) устойчивость биосферных явлений,
обеспечивающих необходимые условия жизни на Земле;
5)
истребление животного мира.
Вопрос № 3. Понятие "сферы разума" ввел:
1) Е. Ле-Руа;
2)
В.И. Вернадский;
3)
Э. Геккель;
4)
Аристотель;
5)
В.В.Докучаев.
Вопрос № 4. Самым эффективным действием отдельного человека по улучшению
экологических условий может быть:
1)
вегетарианское питание;
2)
повторное использование стеклотары;
3)
езда на экологически чистых видах транспорта;
4) активное участие в борьбе за принятие и
выполнение законов по окружающей среде;
5)
посадка деревьев.
Вопрос № 5. Высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и
становлением в ней цивилизованного общества, называется:
1)
стратосферой;
2) ноосферой;
3)
гидросферой;
4)
протосферой;
5)
литосферой.
ЗАДАНИЕ №22
Вопрос № 1. Системность жизни обеспечивает на уровне экосистемы:
1) представители всех трофических уровней и
поддерживают полный круговорот в конкретных географических условиях;
2)
видоспецифический обмен веществ с окружающей средой;
3)
систему глобальной функции живого вещества, связывающую биогеохимические циклы
с абиотическими процессами;
4)
в составе трофических цепей обеспечивают определенные этапы круговорота;
5)
полный круговорот в конкретных географических условиях.
Вопрос № 2. Системность жизни обеспечивает на уровне популяции видов:
1) в составе трофических цепей обеспечивают
определенные этапы круговорота;
2)
полный круговорот в конкретных географических условиях;
3)
систему глобальной функции живого вещества, связывающую биогеохимические циклы
с абиотическими процессами;
4)
полный круговорот в конкретных географических условиях;
5)
видоспецифический обмен веществ с окружающей средой.
Вопрос № 3. Системность жизни обеспечивает на уровне организма:
1) видоспецифический обмен веществ с
окружающей средой;
2)
в составе трофических цепей определенные этапы круговорота;
3)
полный круговорот в конкретных географических условиях;
4)
процессы, протекающие в отдельных экосистемах;
5)
систему глобальной функции живого вещества, связывающую биогеохимические циклы
с абиотическими процессами.
Вопрос № 4. В эпоху ноосферы может вступить:
1) высокообразованное общество;
2)
первобытное общество;
3)
технически вооруженное общество;
4)
общество, овладевшее атомной энергией;
5)
феодальное общество.
Вопрос № 5. "Обеспечение устойчивого функционирования биосистем в условиях
изменчивой и динамичной среды" - принцип:
1) гомеостазирования;
2)
экологической сукцессии;
3)
экологии популяций;
4)
адаптивности;
5)
геобиоценоза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий