Содержание
Введение
1. Виды сфер услуг
2. Размещение сферы услуг
3. Жилищно-коммунальное хозяйство
4. Образование
5. Информационные услуги
6. Услуги культуры, рекреационные
услуги, услуги делового характера
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В условиях рыночного
хозяйства России в важнейший сектор ее экономики превращается сфера услуг.
Сфера услуг —
представляет собой совокупность отраслей хозяйства и видов деятельности, предназначенных
для производства и реализации услуг населению. Сфера услуг непосредственно
связана с воспроизводством человеческой жизни и способствует созданию
благоприятных условий развития и размещения производительных сил отдельных
регионов.
Быстрый рост сферы услуг
в России в последнее десятилетие привел к значительному изменению структуры
российского валового внутреннего продукта. За 1990-2006 гг. общая доля сферы
услуг в ВВП России увеличилась с 32,6 до 48,4%, но по уровню развития этой
сферы Россия значительно уступает ведущим странам мира, где доля услуг в ВВП
колеблется от 2/3 до 3/4.
1. Виды сфер услуг
В зависимости от роли
услуг в процессе воспроизводства и характера удовлетворяемых потребностей
различают: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое
обслуживание), сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура,
наука, искусство) и сферу услуг в социальной сфере (торговля,
жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение). Кроме этого выделяют
рыночные и нерыночные услуги. К рыночным относят услуги, которые реализуются на
рынке по экономически значимым ценам: услуги транспорта, торговли, платные
услуги учреждений культуры, образования, здравоохранения, бытовые, услуги
финансового посредничества и др. В состав нерыночных услуг включаются услуги,
предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения:
управление, оборона, фундаментальная наука, бесплатное образование,
здравоохранение и др.
Рынок потребительских
услуг в России формируется достаточно быстро. Объем платных услуг населению за
2000-2007 гг. увеличился более чем в 5 раз, при этом наиболее высокими темпами
развития отличались услуги системы образования, медицинские,
жилищно-коммунальные связи.
Территориальная
организация рынка услуг определяется целым рядом факторов, среди которых можно
выделить демографический, природный, социально-экономический, исторический,
особенности потребления услуг, которые оказывают прямое или косвенное
воздействие на развитие отраслей сферы услуг в регионах.
Демографическая ситуация,
складывающаяся на определенной территории, т. е. наличное население, уровень
его естественного прироста, половозрастная структура, формы расселения и т. д.,
предопределяет характер развития и размещения сферы услуг: изменения в образовательной
системе, организации медицинского обслуживания.
Особенности расселения
сказываются на внутрирегиональных различиях размещения отраслей сферы услуг,
так как их качественные характеристики в крупных городах и региональных центрах
в России всегда были выше, чем в сельской местности.
2. Размещение сферы услуг
Огромное воздействие на
развитие и размещение сферы услуг оказывает природный фактор. Отличительной
особенностью северных и восточных районов России является возрастание расходов
на поддержание жизни, где продолжительность отопительного сезона в 2-3 раза
выше, чем на юге страны, а экстремальная климатогеографическая ситуация на
значительной части территории страны является одной из причин высокой
заболеваемости населения.
Социально-экономическое
положение региона отражает уровень развития его производительных сил,
характеризует объемы произведенного валового регионального продукта (ВРП) и
определяет бюджетные возможности территории и объем денежных потоков, в том
числе и на развитие сферы услуг.
В то же время
экономическая освоенность территории определяет доступность услуг, прежде
всего, социально-культурного характера, и возможность решения проблем развития
человеческого потенциала. Периферийное положение большинства населенных пунктов
обусловливает наличие в них самого сложного набора социальных проблем —
минимальную доступность разного вида услуг в сочетании с низкими качественными
характеристиками населения.
Огромное воздействие на
формирование и развитие сферы услуг оказывает исторически сложившееся
размещение ведущих отраслей в столичных городах. До сих пор две российские
столицы отличаются высоким уровнем территориальной концентрации сферы услуг.
Так, здесь проживает более 10% населения России, но расположено 30% вузов, где
обучается свыше 24% учащихся высшей школы, работает 17,1% врачей, находятся
крупнейшие музеи и выставочные залы, библиотеки, ведущие театры страны,
функционирует 51% банков РФ.
Одновременно следует
учитывать и особенности потребления услуг, процесс производства которых, как
правило, совпадает с их потреблением. При этом различают услуги повседневного
спроса, постоянно используемые большей частью населения, проживающего на данной
территории (услуги общественного транспорта, службы быта, системы образования,
коммунальные услуги и др.) и размещаемые равномерно в пределах населенной зоны.
Периодически потребляемые услуги (медицинские, рекреационные, культурные)
учитывают тяготение населения к соответствующим центрам, а услуги, к которым
обращаются эпизодически (строительство жилья, юридические консультации,
специализированная медицинская помощь) пространственно разряжены.
Воздействие этих факторов
на территориальную организацию сферы услуг находит отражение в сложившемся
размещении ряда ее отраслей, где только население Центрального и отчасти
Северо-Западного районов, включая Калининградскую область, в достаточной мере
обеспечено разнообразными видами услуг.
В целом территориальная
организация платных услуг населению отражает социальную и экономическую
неоднородность российского пространства. К началу ХХI в. в России
сформировалось три типа регионов с наиболее контрастными социальными
характеристиками. Первый из них — Европейский Центр, где завершены процессы
урбанизации и демографического перехода, преобладает сильно постаревшее
население, особенно в сельской местности; относительно высока обеспеченность
городских жителей жильем и основными видами социальной инфраструктуры,
значительны различия в уровне и качестве жизни городского и сельского
населения. Второй тип регионов — республики Северного Кавказа и юга Сибири, не
завершившие демографический переход и слабоурбанизированы: здесь омоложенная
возрастная структура, преимущественно низкая обеспеченность разными видами
услуг, минимальные доходы и невысокий уровень образования. Третий тип — регионы
Крайнего Севера и Дальнего Востока, где возрастная структура омоложена в
результате миграции, городское население имеет наиболее высокие доходы в стране
и одновременно крайне низкую обеспеченность социальной инфраструктурой.
Особое место в сфере
услуг занимает социальный комплекс, куда относят здравоохранение, образование,
туризм, культуру и искусство и др.
3. Жилищно-коммунальное
хозяйство
Одна из первичных
жизненных потребностей человека — это потребность в жилище, обеспечивающем благоприятную
среду обитания и определяющем качество жизни. Жилой фонд России составляет 3,1
млрд. м2 общей площади и по видам собственности включает частный,
государственный, муниципальный, общественный жилищные фонды и жилищный фонд
коллективной собственности.
Степень обеспечения
населения РФ жильем (21,5 м2 в 2007 г. на одного жителя), его благоустройство,
а также уровень развития и организации жилищно-коммунального хозяйства
значительно уступает развитым странам мира. В 2007 г. водопровод был оборудован
у 88% площади всего городского жилищного фонда и 45% — у сельских населенных
пунктов; канализацией обеспечивалось 86% всего жилищного городского фонда, а в
сельских населенных пунктах этот показатель составлял 35%.
В предреформенные годы
наибольшей обеспеченностью жильем отличались центральные и северо-западные
районы России, имеющих значительный жилой фонд, где высокоурбанизированные
территории отличаются благоустроенным жильем, а аграрные районы значительно
отставали по степени комфортабельности жилого фонда.
В 1990-е гг. сокращение
естественного прироста и массовый отток населения из восточных районов
способствовал росту обеспеченности жильем (Чукотский АО — 29,4 м2 на одного
жителя). Напротив, на юге европейской части России обострение жилищной проблемы
главным образом обусловлено усиливающейся нагрузкой на эту сферу беженцев из
кавказских республик.
Здравоохранение
представляет собой систему социально-экономических и медицинских мероприятий,
направленных на сохранение и повышение уровня здоровья каждого отдельного
человека и населения в целом. Состояние здравоохранения и оказание медицинских
услуг обусловлено характером финансирования этой отрасли, обеспеченностью
населения медицинской помощью и использованием медицинских учреждений. Величина
расходов на здравоохранение в мире в целом к началу ХХI в. составляла 8% ВВП, в
экономически развитых странах — 9,2, в развивающихся — 4,7%, в а России уже
многие годы она сохраняется на уровне 3,1-3,5, хотя согласно рекомендациям ВОЗ
этот показатель должен составлять 5% ВВП.
При этом Россия уже
многие годы занимает первое место в мире по обеспеченности населения страны
врачами (49,8 на 10 000 жителей), в структуре специальностей которых, зависящей
от частоты обращений за медицинской помощью, преобладают терапевты (более 1/5),
хирурги (1/9), педиатры (1/10) и стоматологи (1/12). Однако кризисное положение
материально-технической базы отрасли не позволяет в полной мере использовать
потенциал высококвалифицированных специалистов.
Несмотря на рост
обеспеченности населения врачами, выделяются регионы- лидеры, что связано либо
с историческими факторами развития отрасли (Москва, Санкт-Петербург), либо с
усилением депопуляционных процессов (Смоленская, Ярославская области,
Хабаровский край), либо с усилением социальной политики на данной территории
(Республика Северная Осетия-Алания, Астраханская область).
4. Образование
Сильная социальная
политика предшествующих десятилетий в области образования способствовали
широкому охвату населения различными видами обучения и по выпуску специалистов
в расчете на 10 тыс. жителей, Россия, согласно данным ЮНЕСКО, входит в первую
десятку стран мира.
Развитие и размещение
системы образовательных учреждений, которые в России представлены тремя
уровнями (общие образовательные, средние специальные и высшие учебные
заведения), во многом определяются демографической ситуацией.
Особое место занимает
дошкольное образование. Резкое падение рождаемости в 1990-х гг. на фоне
экономического кризиса привело к сокращению охвата детей дошкольными
учреждениями на Северном Кавказе, в Центральном Черноземье. Исключение
составляют северные территории России, где обеспеченность детей постоянными
дошкольными учреждениями примерно в 1,5 раза выше, чем в среднем по России.
Система общего среднего
образования отличается повсеместностью размещения. В стране работают
государственные дневные общеобразовательные учреждения различных видов,
развивается сеть частных школ, из которых более 1/3 расположено в Центральном
районе, главным образом в Москве и Московской области, а также в крупных
городах России.
Размещение системы
среднего профессионального образования ориентируется на городскую среду и до
сих пор основными районами подготовки специалистов среднего звена для различных
отраслей народного хозяйства остаются Центр и Урал, где сосредоточено почти 2/5
учебных заведений, обеспечивающих квалифицированными кадрами все районы страны.
Богатые традиции в
подготовке специалистов имеет российская высшая школа. В настоящее время в
системе высшего образования страны работает более 1 тыс. вузов. Среди
государственных вузов явно преобладает подготовка специалистов технического и
естественно-научного профиля, а среди негосударственных —
финансово-экономического. Распределены вузы по территории России крайне
неравномерно. Более 1/3 вузов страны находятся в Центре и Северо-западе,
главным образом в Москве и Санкт-Петербурге, где высока доля негосударственного
сектора высшей школы.
5. Информационные услуги
Информационные услуги,
предоставляемые на российском рынке, постоянно растут и расширяются. Они
являются непременным условием динамичного развития рыночной экономики.
Возможность получения и использования электронных информационных ресурсов
превращается в ключевой фактор развития России в ХХI в.
Значительную часть
информационных услуг составляют услуги связи, обеспечивающие пространственное
перемещение информации, не создавая при этом нового продукта. Размещение
телефонных аппаратов (телефонная емкость) отличается их сосредоточением в
Западной зоне страны, где наиболее высокие показатели телефонной плотности
(число телефонов на 100 жителей) имеют Северо-Западный и Центральный районы,
главным образом за счет Москвы и Санкт-Петербурга. В конце 1990-х гг. в стране
ускорился процесс внедрения цифровых систем связи и по количеству крупных проектов
в области телекоммуникаций Россия опережает все страны мира. К 2010 г.
цифровизация телефонной системы связи должна составить 94%.
Наиболее высокими темпами
развивается мобильная связь, включающая сотовую связь, пейджинг, транкинг,
беспроводной телефон. При этом происходит постепенное территориальное
перераспределение числа абонентов — сокращается доля Москвы и растет удельный
вес регионов (52% в 2001 г. и 17% в 2007 г.).
Новой средой создания и
распространения информации являются компьютерные сети, стирающие
географические, политические или этнические границы, которые больше всего
используются в науке и образовании, меньшие — в торговле и заготовках. Переход
к постиндустриальной стадии инновационной волны в сфере информационных
технологий и превращает Интернет в приоритетную отрасль экономики.
6. Услуги культуры,
рекреационные услуги, услуги делового характера
Услуги культуры представляют
объекты культуры и искусства, кинематографии, печати, телевидения и
радиовещания, осуществляющих производство, сохранение, тиражирование,
распространение и организацию потребления населением благ и услуг культурного и
информационного назначения.
Культурный потенциал
России огромен и уникален — это театры, музеи, в том числе под открытым небом
(Суздаль, Ростов Великий, Углич, Великий Устюг, Кириллов), массовые библиотеки
с фондом свыше 1,1 млрд. экз.; киноустановки с платным показом, распределенных
относительно равномерно — пропорционально численности населения.
Однако резкое сокращение
бюджетных ассигнований на культуру в годы рыночных реформ поставило эту сферу в
тяжелейшее положение. В нашей стране на 1 млн. жителей приходится 3,2 театра (в
Австрии — 24, Швеции — 13,6, Франции — 9,6), 10 музеев (в Нидерландах — 35,
Швеции — 34, Чехии — 33), 368 библиотек (в Финляндии — 2500, Чехии — 708). Даже
в Москве обеспеченность музеями, театрами, концертными залами, библиотеками
существенно ниже, чем во многих европейских столицах. Растет охват населения
телевидением и радиовещанием. Несмотря на повсеместность размещения объектов культуры
и массовой информации наибольшей обеспеченностью ими отличаются два района —
Центральный и Северо-Западный, прежде всего Москва и Санкт-Петербург.
Услуги делового характера включают услуги кредитно-финансовые, рекламы, посреднические, маркетинговые, по обработке данных и информационному обеспечению, в области права и аудита и др. Размещение этих услуг отличается высоким уровнем территориальной концентрации — сосредоточением в Центральном экономическом районе — форпосте рыночных преобразований в России. Так, здесь функционирует свыше половины из почти 1200 коммерческих банков, действующих в стране, главным образом в Московском регионе (57%); получают 3/4 всей выручки от реализации рекламных услуг в стране, которую обеспечивают 2/3 рекламных агентств, зарегистрированных в России; 60% выручки от реализации продукции организаций, оказывающих услуги в области аудита, более 50% услуг правового характера и др.
Услуги делового характера включают услуги кредитно-финансовые, рекламы, посреднические, маркетинговые, по обработке данных и информационному обеспечению, в области права и аудита и др. Размещение этих услуг отличается высоким уровнем территориальной концентрации — сосредоточением в Центральном экономическом районе — форпосте рыночных преобразований в России. Так, здесь функционирует свыше половины из почти 1200 коммерческих банков, действующих в стране, главным образом в Московском регионе (57%); получают 3/4 всей выручки от реализации рекламных услуг в стране, которую обеспечивают 2/3 рекламных агентств, зарегистрированных в России; 60% выручки от реализации продукции организаций, оказывающих услуги в области аудита, более 50% услуг правового характера и др.
Рекреационные услуги
обеспечивают восстановление и развитие физических и духовных сил человека, создавая
для него наиболее благоприятную среду обитания. Среди видов рекреационной
деятельности выделяют санаторно-курортное лечение, туризм и экскурсии,
организацию мест отдыха (дома, базы отдыха, пансионаты,
спортивно-оздоровительные лагеря) и формирование городских, пригородных,
приморских зон отдыха.
Россия обладает богатым и
разнообразным рекреационным потенциалом — благоприятные климатические ресурсы
южных районов европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока, огромная
площадь рекреационных лесов, густая речная сеть, озера и водохранилища,
целебные минеральные источники, морские побережья Северного Кавказа,
Балтийского взморья и Японского моря, горные ландшафты Хибин, Урала, Кавказа,
Саян, Забайкалья — который используется всего на 8-10 % и обеспечивает
обслуживание лишь 1% мирового туристического рынка. Созданное в стране
рекреационное хозяйство лишь наполовину обеспечивает потребности населения в
организованном отдыхе и лечении, на 20-30% — в туристическо-экскурсионном
обслуживании.
Размещение рекреационного
хозяйства России отличается крайней неравномерностью. Более 3/5 суммарной
емкости рекреационных учреждений сосредоточено на территории трех районов
европейской части страны, при этом на Северном Кавказе и в Калининградской
области преобладает санаторно-курортная сеть, а в Центре и Северо-западе —
предприятия, обслуживающие въездной туризм.
Заключение
Услуги как вид
человеческой деятельности имеют длительную историю. Однако, только последние
тридцать лет им стали уделять наибольшее внимание. Все больше людей трудятся в
сфере услуг. Практически все организации оказывают услуги в той или иной
степени. Для организаций, занимающейся услугами важно понимать природу и
сущность услуг, учитывать их специфику в оценке и продаже.
Любая организация, занимающаяся
услугами, государственная или частная, большая или малая, должна понимать как
управлять такими специфическими характеристиками, как неосязаемость,
изменчивость, неразрывность производства и потребления, неспособность к
хранению. Помочь в этом могут признанные системы классификаций.
Неуверенность
потребителей и их участие в процессе приобретения услуги всегда будут объектами
пристального внимания на ряду с определением того, что фактически предлагается
под видом услуг.
По мере расширения сферы
услуг возникают проблемы регулирования этого важного сектора экономики.
Трудности разработки универсальной системы регулирования связаны с
многообразием услуг и их неоднородностью, а также с нематериальным характером
большинства видов услуг.
Становление рыночных
отношений в экономике России расширило границы задач оказания услуг и поставило
проблемы оценки эффективности деятельности организаций, оказывающих услуги,
особенно новые их виды, и привело к тому, что радикально изменилось соотношение
форм собственности во всех сферах деятельности, также это относится к сфере
услуг. Сегодня услуги оказывают государственные и негосударственные
организации, частные лица. Следовательно расширяется содержание показателя
" объем платных услуг населению
Список использованных источников
услуга валовой коммунальный статистика
1.
Бурденкова
Е. О перспективах статистики платных услуг. - Вопросы статистики, 1996, №2
2.
Котлер
Ф. Основы маркетинга. - М.: Знание, 1991
3.
Тамбовская
область в цифрах. Услуги населению. - Тамбов: Облкомстат,
4.
Официальный
сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.gks.ru
Приложение 1
Объем платных услуг
населению Тамбовской области по видам услуг - всего (млн. рублей)
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
Темпы роста (в %)*)
|
Все оказанные услуги в том числе:
|
2635
|
29254
|
148204
|
455112
|
761136
|
1089756
|
102,0
|
бытовые
|
846
|
10166
|
27236
|
83582
|
174510
|
260108
|
132,0
|
пассажирского транспорта
|
601
|
6616
|
47776
|
117649
|
138905
|
218741
|
115,2
|
связи
|
158
|
1773
|
11420
|
42387
|
82614
|
114797
|
97,7
|
жилищно-коммунального хозяйства в
том числе:
|
435
|
4452
|
21162
|
92061
|
179949
|
268951
|
90,7
|
жилищные:
|
47
|
513
|
3924
|
15574
|
26853
|
40942
|
105,1
|
преставление жилой площади
(квартплата)
|
16
|
64
|
1557
|
8974
|
19575
|
28442
|
…**)
|
услуги гостиниц, мотелей
|
25
|
302
|
1401
|
4095
|
5819
|
9046
|
…
|
коммунальные:
|
388
|
3939
|
17238
|
76487
|
153096
|
228009
|
85,3
|
пользование электроэнергии
|
72
|
778
|
3966
|
14762
|
24693
|
45588
|
96,6
|
водоснабжение
|
13
|
49
|
1230
|
5653
|
10596
|
17179
|
…
|
газоснабжение
|
114
|
752
|
2340
|
20286
|
55487
|
83625
|
83,6
|
центральное отопление
|
170
|
2090
|
7553
|
22760
|
34189
|
53525
|
…
|
горячее водоснабжение
|
7
|
142
|
646
|
7082
|
8846
|
11358
|
…
|
канализация
|
12
|
128
|
1503
|
3979
|
7664
|
13317
|
…
|
культуры
|
69
|
538
|
2459
|
5886
|
9358
|
11925
|
110,7
|
физической культуры и спорта
|
2
|
22
|
152
|
455
|
1133
|
1299
|
108,1
|
медицинские
|
31
|
317
|
1668
|
7839
|
13644
|
18641
|
126,0
|
санаторно-курортные и
оздоровительные
|
129
|
1528
|
6384
|
15376
|
17103
|
18820
|
86,2
|
ветеринарные
|
…
|
…
|
…
|
…
|
2341
|
3707
|
146,4
|
туристско-экскурсионные
|
36
|
223
|
1000
|
3175
|
4466
|
4490
|
78,7
|
правового характера
|
60
|
1182
|
6457
|
12203
|
18323
|
29777
|
139,5
|
системы образования
|
74
|
893
|
6932
|
25298
|
42052
|
63599
|
132,8
|
прочие услуги
|
194
|
1544
|
15558
|
49201
|
76738
|
74901
|
69,5
|
Приложение 2
Структура платных услуг
населению области по видам услуг - всего (в %)
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
Все оказанные услуги в том числе:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
бытовые
|
32,1
|
34,8
|
18,4
|
18,4
|
22,9
|
23,9
|
пассажирского транспорта
|
22,8
|
22,6
|
32,2
|
25,9
|
18,2
|
20,1
|
связи
|
6,0
|
6,1
|
7,7
|
9б3
|
10,9
|
10,5
|
жилищно-коммунального хозяйства в
том числе:
|
16,5
|
15,2
|
14,3
|
20,2
|
23,6
|
24,7
|
жилищные
|
1,8
|
1,8
|
2,6
|
3,4
|
3,5
|
3,8
|
представление жилой площади
(квартплата)
|
0,6
|
0,2
|
1,1
|
2,0
|
2,6
|
2,6
|
услуги гостиниц и мотелей
|
1,0
|
1,0
|
0,9
|
0,9
|
0,8
|
0,8
|
коммунальные
|
14,7
|
13,5
|
11,7
|
16,8
|
20,1
|
20,9
|
пользование электроэнергией
|
2,7
|
2,7
|
2,7
|
3,3
|
3,2
|
4,2
|
водоснабжение
|
0,5
|
0,2
|
0,9
|
1,3
|
1,4
|
1,6
|
газоснабжение
|
4,3
|
2,6
|
1,6
|
4,6
|
7,3
|
7,7
|
центральное отопление
|
6,5
|
7,1
|
5,1
|
5,0
|
4,5
|
4,9
|
горячее водоснабжение
|
0,3
|
0,5
|
0,4
|
1,6
|
1,2
|
1,0
|
канализация
|
0,4
|
0,4
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,2
|
культура
|
2,6
|
1,8
|
1,7
|
1,2
|
1,2
|
1,1
|
туристско-экскурсионные
|
1,4
|
0,8
|
0,8
|
0,7
|
0,7
|
0,4
|
физической культуры и спорта
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
медицинские
|
1,2
|
1,1
|
1,1
|
1,7
|
1,8
|
1,7
|
санаторно-оздоровительные
|
4,9
|
5,2
|
4,3
|
3,4
|
2,3
|
1,7
|
ветеринарные
|
…
|
…
|
…
|
…
|
0,3
|
0,4
|
правового характера
|
2,3
|
4,0
|
4,4
|
2,7
|
2,4
|
2,7
|
системы образования
|
2,8
|
3,1
|
4,7
|
5,6
|
5,5
|
5,8
|
прочие услуги
|
7,3
|
5,2
|
10,3
|
10,8
|
10,1
|
0,9
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий