Реклама

вторник, 12 марта 2013 г.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ


УГОЛОВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА  И
ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

         Ответственность за данное деяние описана в ст. 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь:
         1. Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, - наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
         2. Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
         3. Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения".
         Аналогичное преступное деяние описано в ст. 143, действующего в настоящий момент Уголовного кодекса Российской Федерации. "1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
         2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".
         Похожее деяние было квалифицировано в ст. 140 Уголовного кодекса РСФСР от 27.10.1960 г. "Нарушение должностным лицом правил по технике безопасности, промышленной  санитарии  или  иных  правил охраны труда, если это нарушение  могло  повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, - наказывается  лишением  свободы на срок до одного года, или исправительными  работами  на  тот  же  срок,  или штрафом до ста рублей, или увольнением от должности.
           Те  же  нарушения,  повлекшие  за собой причинение телесных повреждений или утрату трудоспособности, - наказываются  лишением  свободы  на  срок  до  трех лет или исправительными работами на срок до одного года.
           Нарушения,  указанные  в  части  первой  настоящей  статьи, повлекшие   смерть   человека   или  причинение  тяжких  телесных повреждений нескольким лицам, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет [14].
         Опасность рассматриваемого преступления состоит в том, что оно посягает на конституционное право граждан на здоровые и безопасные условия труда: общественные отношения в сфере обеспечения безопасных условий труда, жизнь и здоровье человека.
         Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в нарушении предусмотренных правил техники безопасности и иных правил охраны труда.
         Данная норма непосредственно защищает работников предприятий (организаций и т.п.) и других лиц (прикомандированных, стажеров, практикантов и т.д.), постоянная либо временная деятельность которых связана с данным производством. Если потерпевшими в результате нарушения правил охраны труда оказались иные (посторонние) лица, действия виновного должностного лица должны квалифицироваться как служебная халатность.
         Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда подробно регламентированы в статьях 55, 89 и 226 ТК. В свою очередь работник обязан соблюдать правила охраны труда (ст. 232 ТК).
         Вопросы, связанные с охраной труда и здоровья работников, содержатся также в законах Республики Беларусь "О здравоохранении" от 18 июня 1993 г. (в ред. Закона от 11 января 2002 г.), "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" от 23 ноября 1993 г. (в ред. Закона от 23 мая 2000 г.), нормативных правовых актах Главы государства (см., например, Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины"), Правительства (см., например, постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 октября 1994 г. №114) "О мерах по обеспечению соблюдения законодательства о труде, предупреждению травматизма и заболеваемости на производстве", постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 507 "О мерах по обеспечению охраны труда и соблюдению законодательства о труде на предприятиях и в организациях республики", от 9 марта 2000 г. № 309 "О некоторых мерах по организации охраны труда в Республике Беларусь"). Относительно недавно вступил в силу Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г "Об охране труда". Закон внес много нового в правила регулирования охраны труда. "Если говорить непосредственно о трудовых отношениях, то новым в этом списке является право работающего на личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении в установленном порядке проверок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания"
         Наряду с этими актами правовую базу охраны труда составляют сохраняющие юридическую силу постановления Совета Министров, Госкомтруда, Минздрава и Госгортехнадзора. Кроме того, наша страна является участницей международных договоров в области охраны труда
         Государственный надзор и контроль за соблюдением всеми нанимателями законодательства о труде, а также за состоянием условий труда на производстве осуществляет Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также иные специально уполномоченные государственные органы.    
         Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. Права профсоюзов в области охраны труда закреплены в статье 13 Закона Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. "О профессиональных союзах". Так в статье 13 этого закона сказано. "В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзы, общественные инспекторы профсоюзов по охране труда вправе требовать от нанимателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратится в государственные органы по инспекции труда для принятия необходимых мер".
         С объективной стороны преступление, предусмотренное частью 1 статьи 306, характеризуется следующими признаками:
         1) нарушением правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда;
         2) возникновением профессионального заболевания либо причинением тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения;
         3) наличием причинной связи между нарушением указанных правил и вредными последствиями.
         Данная норма является бланкетной. Для правильного решения вопроса об ответственности виновных лиц необходимо установить, какие из названных правил охраны труда были нарушены и в чем именно выразились эти нарушения.
         Помимо указанных выше актов законодательства, нормативную правовую базу по охране труда составляют многочисленные нормативные акты: правила, типовые инструкции, стандарты, положения, указания и т.п., принятые органами надзора и контроля, а также союзными и республиканскими органами отраслевого управления.
         Правила по охране труда - нормативные акты, устанавливающие требования по охране труда, обязательные для выполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, некоторых видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировке, хранении, применении исходных сырья или материалов, готовой продукции, веществ, отходов производства и т.д.
         Правила охраны труда можно разделить на два вида: общие и специальные. Статья 306 применяется в тех случаях, когда должностное лицо нарушило общие правила техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда, действующие в любой отрасли экономики.
         Действия виновных квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 306 и специальными нормами УК, в тех случаях, когда при производстве специальных видов работ должностными лицами кроме правил производства этих работ нарушены и общие правила охраны труда (реальная совокупность преступлений).
         Правила охраны труда включают в себя правила техники безопасности, промышленной санитарии и иные правила охраны труда.
         Правила техники безопасности - правовые нормы, содержащие обязательные требования, регламентирующие условия и порядок эксплуатации различных типов технических устройств (механизмов, машин, оборудования и т.д.), а также выполнение отдельных видов работ, обеспечивающие безопасные условия труда.
         Правила промышленной санитарии - правовые нормы, предусматривающие систему организационных, санитарно-гигиенических мероприятий, а также порядок применения технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих лиц вредных производственных факторов (токсичных веществ и материалов, газа, пыли, вибрации, шума, ультразвука, инфракрасных, ультрафиолетовых, электромагнитных излучений, чрезмерно высокой или низкой температуры и т.п.).
Преступление, предусмотренное частью 1 статьи 306, имеет место с момента наступления последствий в виде: профессионального заболевания либо причи-
нения тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения.
         Профессиональное заболевание (острое или хроническое) - заболевание работника, вызванное воздействием вредного и (или) опасного производственного фактора трудового процесса и повлекшее повреждение здоровья.
         Для наличия состава преступления необходимо установить причинную
связь между допущенным нарушением правил охраны труда и указанными вредными последствиями. Последствия, наступившие в результате грубого нарушения установленных правил самим потерпевшим (например, выполнения работ в нетрезвом состоянии, без использования необходимых средств безопасности), должны исключать ответственность должностного лица, если такое нарушение не находится в причинной связи с ненадлежащим выполнением им обязанностей по обеспечению охраны труда (например, отсутствием должного контроля, непроведением инструктажа и т.п.).
         В соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в заключении государственного инспектора труда должны быть указаны технические, организационные и другие причины несчастного случая, т.е. какие конкретно требования законодательства о труде, правил и инструкций по охране труда, должностных инструкций не выполнены или нарушены (со ссылкой на соответствующие статьи, параграфы, пункты).
         Субъективная сторона преступления характеризуется неоднородным психическим отношением лица к факту нарушения правил охраны труда и указанным в законе последствиям. Причем, эти правила могут быть нарушены либо сознательно (т.е. их нарушение очевидно для виновного лица), либо неосознанно (например, по незнанию, забывчивости, невнимательности и т.д.).
         В целом такое преступление признается совершенным по неосторожности в виде легкомыслия либо небрежности.
         Легкомыслие выражается в сознательном нарушении виновным правил охраны труда, при котором он предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих деяний, но без достаточных оснований рассчитывает на их предотвращение.
         Небрежность проявляется в том, что лицо осознанно либо неосознанно нарушает эти правила, не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
         В том случае, когда умысел виновного был направлен на достижение преступного результата, а способом реализации такого умысла явилось нарушение правил охраны труда, содеянное надлежит квалифицировать по соответствующей статье УК, предусматривающей ответственность за совершение умышленного преступления. Если же виновный путем нарушения указанных правил преследовал цель причинить одни последствия, а отношение его к наступлению других последствий выступало в форме неосторожной вины, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, совершенных умышленно и по неосторожности.
         Субъектом рассматриваемого преступления могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16 лет. На практике, как правило, уголовная ответственность наступает с 18 лет.
         Субъект данного преступления - специальный: должностное лицо, на которое в силу его служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда на определенном участке работы. Эти обязанности должны быть юридически оформлены трудовым договором, приказом и т.п.
         Руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий и другие должностные лица могут быть привлечены к ответственности по данной статье в тех случаях, когда они не приняли мер к устранению заведомо известного нарушения правил охраны труда, либо дали указания, противоречащие правилам охраны труда, либо, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение этих правил. В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, могут нести ответственность за должностные преступления (например, за непринятие мер по разработке соответствующих инструкций, созданию условий для выполнения правил охраны труда, по осуществлению надлежащего контроля за их соблюдением).
         Обратим внимание на количество лиц, которое привлекалось к ответственности по статьям в сфере производства работ, для примера возьмем количество осужденных по ст. 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь, взятого из журнала "Охрана труда и социальная защита". "В связи с этим хотелось бы обратить внимание на количество лиц, привлеченных к ответственности по статье 306 УК РБ за определенный период времени. Так, в 2004 году были осуждены судами Республики Беларусь 84 человека, в 2005 - 117, в 2006 - 94 и в 2007 - 84 человека, которым назначены различные виды наказания: штраф, исправительные работы, ограничение свободы и лишение свободы".
         Как видно из данной статистики, количество преступлений в данной сфере уменьшается, что косвенным образом говорит об эффективной работе нашего законодательства в данной сфере.
Юрисконсульт                                                 А.В. Рубин

Комментариев нет:

Отправить комментарий